Презентация биографии Филиппа Нуаре
Темно-синий пиджак и темноголубая рубашка, горчичного цвета брюки и желтый расписной галстук из кашемира, галльские усы и толстая сигара — таким предстал Филипп Нуаре на презентации своей биографии, предисловие к которой написал Франсуа Миттеран, представленной французским телевидением в литературной передаче «Апостроф». Как это и подобает звезде мирового класса, Нуаре имеет личного биографа — Доминика Майе, без которого актер, по его словам, никогда не сосчитал бы свои фильмы. Между тем их число достигло знаменательного рубежа — осенью прошлого года парижане увидели сотую ленту с участием знаменитого французского актера. Это фильм Бертрана Тавернье «Жизнь и ничего кроме», принесший Нуаре европриз «Феликс» за лучшую актерскую работу 1989 года. В нем он сыграл французского офицера, который после первой мировой войны отыскивает пропавших без вести солдат. Он знакомится с молодой женщиной (ее играет Сабина Азема), которая ищет мужа. Между ними зарождается любовь…
Конечно, Нуаре не предмет мечтаний белошвеек, но воплощает «идеальный» образ француза — образ двойственный: его чуткость прячется в суровом характере, спокойствие сочетается с внешней импозантностью, а в мягком голосе слышится твердость. Около ста килограммов веса вовсе не уменьшают его обаяния, а «роль» дедушки в «идеальной семье» актеров и актрис, названных в прошлогоднем читательском опросе еженедельника «Телерама», вовсе не старит его. Ничего удивительного в том, что очаровательная Сабина Азема в их новой картине покорена этим человеком, обладающим душой ребенка.
Он начинал в пятидесятых годах в театре, и Жан Вилар, знаменитый директор Национального народного театра, пригласил его в эту престижную труппу, где играл Жерар Филип. В эти годы Нуаре оценил один из важнейших аспектов своей профессии: работу в сплоченном коллективе. Без сомнения, он искал это и на съемочной площадке, работая постоянно с такими режиссерами, как Филипп де Брока (пять фильмов), Пьер Гранье-Де-фер (четыре) и Бертран Тавернье (семь фильмов). Все они являются для Нуаре членами одной большой семьи.
Вот, например, что он говорит о своих отношениях с Тавернье: «Мне очень легко и очень трудно говорить о Бертране, потому что он действительно стал членом моей семьи. Он мне и брат, и отец одновременно. Брат, младший брат, потому что он моложе меня; отец — потому что режиссер всегда властен, даже если доброжелателен, и это делает его старше. Я полагаю, что есть и некоторое внешнее сходство. Нельзя сказать, что мы похожи, но я вовсе и не его противоположность. То, что я вешу 95 килограммов, возможно, играет свою роль в той привязанности, которую он испытывает ко мне».
Нуаре из тех, кто не боится рисковать. То, что он в 1973 году принял ^предложение сыграть главную роль в первом полнометражном фильме начинающего Тавернье «Часовщик из Сен-Поля» (по роману Ж. Сименона) — в его характере и соответствует его принципу давать шанс молодым режиссерам, позволяя им воспользоваться услугами знаменитого актера.
Давно прошли те времена, когда Нуаре играл в массовках. Времена его первой «настоящей роли» (в «Пуэнт Курт» Аньес Варда в 1954 году), где он, по собственному мнению, чувствовал себя крайне неловко… Времена, когда с Мишелем Пикколи он играл у Альфреда Хичкока роль русского шпиона (в 1968 году). Времена, когда он покорил своим добродушием и манерами увальня усталую и трогательную Анни Жирардо в «Старой деве» (первый фильм Жан-Пьера Бланка, 1971 год). Времена, когда, завоевав окончательно сердца французов, он получает как лучший актер «Сезара» за роль в фильме Робера Энрико «Старое ружье» (1975 год).
Сегодня у Нуаре богатый опыт, накопленный долгой работой, этакая зрелость хороших вин — неотъемлемое качество популярных актеров французского кино. Подлинный француз — вот общая оценка, данная Филиппу Нуаре. Но, однако, в «Синема Парадизо» Джузеппе Торнаторе, завоевавшем Специальный приз жюри на прошлогоднем Каннском фестивале, он более чем достоверен в роли неграмотного сицилийца.
Кстати, его сотрудничество с итальянцами началось не вчера. Вспоминаются его роли в лентах. «Семь раз женщина» Витторио Де Сики (1966), «Большая жратва» Марко Феррери (1973), «Пустыня Тартари» Валерио Дзурлини (1976), «Мои друзья» Марио Моничелли (1975), «Три брата» Франческо Рози (1981). Два десятка ролей принесли ему в Италии почти такую же славу, как во Франции.
Если же переписать всех значительных кинематографистов, с которыми работал Филипп Нуаре, получится нечто вроде антологии мирового кино. Не менее полным будет список звезд-женщин, с которыми он работал.
Интересная новость для всех любителей кино: Нуаре только что закончил сниматься в фильме Ричарда Лестера «Возвращение мушкетеров». В какой роли?..
Мэрилин Феллус